«Женщины добавляют в дизайн больше здравого смысла».
На профессиональной выставке дизайна MAISON&OBJET 2013 в Париже Патрицией Уркиолой была представлена коллекция пуфов и ковров испанской текстильной марки GAN. MANGAS SPACE — так называется проект Уркиолы для выставки, в котором ковры и пуфы являются главными элементами в пространстве. Коллекция MANGAS, дизайн которой разработала Патриция Уркиола, состоит из модульных компонентов, которые можно по-разному размещать для создания различных комбинаций. Квадратные и прямоугольные пуфы из шерсти и синтетического волокна, со спинками или без, соединены с коврами, которые также имеют варьирующиеся формы. Конфигурацию элементов можно менять, добавляя аксессуары или дополнительные пуфы.
Цветовая палитра отражает тренд 2013 года — пастельные, тёплые оттенки — базовый серый в сочетании с жёлтым, коралловым или бледно-розовым и светло-бежевым, которые гармонично сочетаются друг с другом.
Вот так была обыграна совсем не новая идея модульной мебели дизайнером с большой буквы, с присущей ей неповторимой и узнаваемой женственной манерой в дизайне.
Когда говорят о женщинах, добившихся успеха в мужском мире дизайна, одной из первых называют Патрицию Уркиолу, на данный момент она является лидирующим дизайнером — женщиной.
Она работает для известнейших компаний: Alessi, B&B Italia, De Padova, Driade, Flos, Kartell, Molteni, Moroso и Rosenthal составляют лишь небольшую часть длинного списка заказчиков. Ее работы есть во многих музеях, включая МОМА — нью-йоркский музей современного искусства. Она утверждает, что дизайн для нее – лишь хобби, а главное дело – сама жизнь, и на первый взгляд, может показаться что она лукавит. Но если вдуматься, так оно и есть — просто любви к жизни у прекрасной испанки так много, что ее хватает и на дизайн, который необходим ей, чтобы понять саму себя.
Самая яркая черта всех ее произведений — чувственность, происходящая от чисто женского, эмоционального восприятия происходящего вокруг.
В жилах Уркиолы, родившейся в Овьедо (Oviedo) на северо-западе Пиренейского полуострова, на половину течет кровь басков, наполовину астурийцев, что, по мнению самой Патриции, определяет ее индивидуальность и частично способствует ее успеху. «Я не средиземноморская женщина, я с Атлантики. Это очень важно».
Интерес к архитектуре достался ей от отца, крупного испанского промышленника. Патриция изучала архитектуру в Мадриде в годы после смерти Франко, когда нация переходила от ультра-консерватизма к современной демократии. Мое поколение изменило в Испании все», — говорит Патриция. Она продолжила обучение в Милане в Политехническом институте, который закончила в 1989 году. Куратором ее диссертации был архитектор, ставший великим дизайнером, Акилле Кастильоне (Achille Castiglioni), который стал для нее наставником и, который вдохновил ее перейти от архитектуры к дизайну. «Кастильони сыграл важную роль в моей жизни. Это был человек, который объяснил мне, что значит быть дизайнером в более бытовом понимании слова: вещи, с которыми ты живешь, лампа; нож. С этого момента дизайн стал моим интересом».
По окончании института Патриция работала в студии Кастильони, затем сотрудничала с Вико Маджистретти (Vico Magistretti) и Пьеро Лиссони (Piero Lissoni), пока в итоге в 2001 году ни открыла свою студию— и сразу же начала удивлять.
Мебель, создаваемую Уркиолой, трудно как-то охарактеризовать и описать, проще сказать, какой она не может быть: гладкой, потрепанной, сексуальной. Она не соответствует какому-либо модному стилю, и не кричит «Дизайнер!». Вместо этого мебель Патриции отличается отменным качеством, осознанным контекстом, продуманностью каждой детали, элегантной простотой и домашним уютом. «У каждой вещи есть свой характер. Каждый объект соблазнителен, вызывает любопытство и привлекает внимание. Если хочешь сделать элегантную вещь, нужно заранее видеть ее стиль и образ. Я не рисую просто лампу или стул, а сразу представляю контекст, в котором окажется этот предмет. Каждому объекту нужен сюжет. Очень важно как будет использоваться данный предмет. Объект должен привлечь человека: надо подойти, посидеть или полежать, но обязательно «пообщаться», только тогда появится еще больший интерес к этой или иной модели».
Ее обеденный стул Lazy (Ленивый) отличают от классического стула с высокой спинкой мягкость форм, комфортные изгибы и уютная обивка. «Единственный тип стула, который меня пугает — это стул с высокой спинкой», — говорит Патриция. «Он всегда такой важный, такой буржуазный, такой роскошный, что, кажется, не подходит для каждого дня. И как сделать его домашним, как его осовременить, как сделать его удобным для повседневной жизни?».
Оригинальный подход к традиционным вещам, поиск новых решений, способность заставить производителей поверить в ее идею — вот, что характеризует творчество Патриции.
«Быть дизайнером значит использовать свои творческие способности для создания диалога с промышленностью. И это то, что я действительно люблю. Роль дизайнеров том, чтобы раздвигать границы: компания знает, что она умеет делать, она знает, что такое технология; когда вы начинаете с ними работать, вы должны отодвинуть границы», убедить их расширить свои возможности.
У Патриции потрясающее чутье на материалы: каждый раз она выбирает неожиданные покрытия и обивки для своей мебели. Она любит синтетические материалы и высокотехнологичные продукты: ее лампа Baque для Foscarini сделана из промышленной стальной сетки, погруженной в силикон.
«Я люблю прозрачность», — говорит Патриция. «Поверхность, через которую можно смотреть, но не стекло. B&B обратились ко мне с просьбой сделать стол из стекла, а я сказала: «Боже, я не люблю стеклянные столы, люди всегда смотрят на то, что происходит под стеклом». Так что мы использовали материал с линзами, похожий на оконное или бутылочное стекло, он немного темный, немного попсовый, много всего».
Когда Driade заказала Уркиоле серию стульев, она отказалась использовать техники и материалы, которые она использовала с другими клиентами. «Я спросила: «Что такое у вас есть, чего нет у других?» Они ответили, что в Индонезии у них есть производство для выпуска мебели из соломы. Я сказала» «Хорошо, мы будем использовать солому».
Еще одна особенность подхода Патриции Уркиолы к дизайну мебели, это то, что, по ее словам, она придумывает каждый предмет мебели как часть интерьера, а не как отдельную вещь: «Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Каждая моя коллекция — это то саваны, то фьорды. В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать все, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошел в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж».
В 2002 году Патриция показала миру коллекцию мягкой мебели для Moroso, которая так и называется — Fjord -это целое семейство диванов, кресел и пуфов. «Одна из самых любимых работ — кресло Fjord», — говорит Патриция. «Его очертания напоминают горы, фьорды. Фьорды — невысокие горы с частыми и глубокими расщелинами. Мне хотелось передать эту метафору. Получилось очень скульптурное и очень удобное кресло. Но если сядешь в него, как в обычное кресло, с прямой спиной, то будет не удобно. Для комфорта нужно непременно найти ассиметричную позу — опереться на спинку, расположенную сбоку! У кресла только один подлокотник. Это определяет манеру использования, новую, более расслабляющую и одновременно привлекательную».
Вообще-то Патриция Уркиола создает не просто вещи, она творит мир, в котором ей самой хотелось бы жить. Например, ванную комнату для влюбленной пары, для двух разных личностей, которые очень близки, но при этом каждый ценит свободу другого. Поэтому в ванной, например, две душевые кабины, разделенные ширмой из цветов, — метафора счастливого союза. Ну разве мог бы такое придумать мужчина?
В 2005 году она придумала кресло Smock (Moroso), представляющее новый взгляд на гамак. В него можно уютно провалиться, почувствовать тяжесть своего тела и расслабиться. Атласную или кожаную обивку кресла можно заменить, так как она пристегивается на молниях. Форму кресла повторяет и элегантный диван Smock.
За годы продуктивного творчества, к настоящему моменту, Патриция дала жизнь целому поселению уникальных семейств объектов интерьера, объединенных одной идеей. И фантазия её со временем не иссякает, так что в один прекрасный день, поселение превратится в удивительный город. Не представляется возможным, в рамках данной статьи, рассмотреть и проанализировать весь громадный объем работ Уркиолы. Мы покажем лишь некоторых представителей с их именами, а оценить, понять и почувствовать – уже ваша задача.
You must be logged in to post a comment.