Возведение стен. Дом из дерева
Коли начали возводить стены, то беспокойство уже не будет оставлять домашних до тех пор, пока матица не свяжет стены, когда придет время поспешать с крышей. Тогда-то и поговаривали: «не паси дела, паси хлеба», «на работе смелее — будешь жить веселее», «ешь досыта, а делай до поту».
Кроме описанного нами способа рубки стен «в чашу» есть еще множество видов рубок. И все они применялись соответственно типу постройки или уровню мастерства плотников. Это никогда не было секретом, знание передавалось всем желающим. А стремление знать поощрялось всемерно: «есть терпенье — будет и уменье», «лишнее ремесло за плечами не виснет», «за кончик зацепился, до дела дошел». Если человеку вовремя попадали эти слова в душу, то для него на всю жизнь единственным оправданием и целью его существования становилось творчество и мастерство во всем. Один из самых простых способов соединения бревен — это рубка «в охряпку». Когда рубят в охряпку, как и при рубке «в чашу», оставляют остатки с внешней стороны стены. Отступая от торца, как описано ранее, делают два прямоугольных углубления-вырубки сверху и снизу. Этими вырубками бревно прочно держится за соседние — верхнее и нижнее. От этого углы, срубленные в охряпку, прочнее. Однако из-за недостаточной герметичности такого соединения и относительной простоты исполнения его использовали обычно при возведении сараев и простейших построек. Иногда в охряпку соединяют окладные венцы домов, т. к. к ним не предъявляются осо-бые требования по герметичности.
Другой способ — рубка «в лапу» появился в XVI веке. Ее начали применять, видимо, из-за возросших эстетических вкусов власть имущих людей. В это, примерно, время государь Алексей Михайлович строил с помощью вологодских плотников теремной дворец в Коломенском под Москвой. Простоял он почти два столетия. Разобран был из-за ветхости, т. к. было решено, что мастеров такого уровня не найти. Рубка «в лапу» предусматривает чистый угол без остатка. Такой угол значительно холоднее, как ранее было замечено, но государь мог себе позволить печей побольше поставить, да и дров в хоромах не жалели. В городах к концу XIX — началу XX века соединение «в лапу» получило распространение (в деревнях оно до сих пор большая редкость). Торцы сруба зашиваются накладными досками, чтоб закрыть доступ ветра и влаги в капилляры бревен. Для строительства дома этим способом чаще используются двухкантные брусья.
Рубка «в лапу» требует самой высокой квалификации от мастера. Все плоскости соединения ровные. Однако нижняя и верхняя плоскости чередуют угол наклона. Благодаря этому каждое бревно сцеплено с соседними — верхним и нижним — так, что не позволяют ему вывернуться наружу. Иногда для увеличения прочности соединения оставляется на верхней плоскости нижнего бревна небольшой шип, а на нижней плоскости верхнего выдалбливается такого же размера гнездо. Причем шип всегда располагают у внутреннего угла сруба. Такое соединение называют «лапа с присеком».
Рубка «в охлоп» по технологии почти полностью напоминает угол «в чашу» («в обло»). Единственное различие — чаша вырубается в верхнем бревне. Вначале такой глубины, чтобы бревна только соприкоснулись друг с другом — верхнее подгоняемое и нижнее уже установленное. Затем отмечается чертой граница желоба. На сколько бревно сядет после его вырубки, на столько и придется дорубить чашу. Эта рубка называется так потому, что верхнее бревно с чашей прихлопывает нижнее. Когда все хорошо подогнано, то бревно при установке на место издает звук: «хлоп»! Однако такая работа требует навыка. Скорее всего это самое практичное соединение, поскольку из-за положения чаши влага туда не проникает и бревно дольше сохраняется. Соединение «в охлоп» используют при рубке домов, амбаров и бань.
Соединение «в крюк» считается лучшим в отношении прочности и тепла. Оно выполняется с остатком. Формы его заимствованы от рубки «в охлоп» и от рубки «в чашу». Половина чаши выбирается в нижнем бревне и половина — в верхнем. В нем же делается и желоб. Это соединение в наши дни встречается редко.
«В забир» или «в столб» возводятся хозяйственные постройки. В землю вкапываются четыре столба по углам. Если сооружение большой длины, то количество столбов увеличивают. Промежутки между ними заполняют бревнами, образующими стены. Их располагают горизонтально. Все бревна одной длины. С обоих концов вырезаются шипы. Они входят в продольные пазы, выбранные на столбах. Желоб в каждом верхнем бревне выбирается так же, как и во всех видах рубок, описанных выше. На севере деревянные столбы часто заменяли каменными большого сечения и вставляли в пазы бревна целиком, не изготавливая шипы. Так строили скотные дворы и складские помещения.
Существует еще несколько видов рубок: в угол, в погон, в иглу, в перевязку и в полдерева. Поскольку эти виды не относятся к строительству нашего дома, мы не будем их описывать.
Во время возведения сруба уровень пола определяется по месту. В избе-зимовке балки перекрытия чаще врубаются между четвертым и пятым венцами, чтоб, согнувшись, можно было пройти под полом. В «переду» — летней избе уровень перекрытия чаще зависит от уклона площадки, где строится дом, или от желания хозяина сделать подклеты выше или ниже — в этих подклетах могли хранить сено, тут могла быть также вырыта яма для хранения овощей и пр. У балки перекрытия до ее установки на место делают «лыску» — ровный затес с одной стороны по всей длине. На этот затес будут ложиться плахи черного пола или чистого. Балки устанавливаются во время возведения сруба. В бревнах стен, на которые они укладываются, на расстоянии полтора — два метра друг от друга вырубаются гнезда в полбревна. Поэтому их торцы с улицы не видны. Балки укладывают вдоль короткой стены сруба. Чем меньше пролет балок, тем больше их прочность. Плахи пола ложатся вдоль длинной стены. Их положение диктует само пространство. Надо, чтобы свет из окон от стены, где их больше, падал на доски вдоль их направления. При этом почти не бывает видно теней от швов между половицами.
В бревнах верхнего венца над балками устраиваются такие же пазы как в нижнем венце, только снизу. Чтоб при укладке на место они закрывали выступающую часть уложенных балок. Получается так, что балки нельзя вынуть, не разобрав сруба. Однако заменять их не было надобности, т. к. они стояли столько же, сколько и весь сруб.
Во время возведения сруба только в одном венце выпиливаются участки, где будут расположены предполагаемые оконные проемы. Следующие бревна перекрывают их — так удобней и производительней набирать стены. Окна необходимых размеров выпиливаются окончательно, когда начинаются отделочные и внутренние работы. Для подачи материалов внутрь сруба одно-два окна делаются сразу. Дверной же проем чаще выпиливается по мере возведения стен. Иногда устанавливают дверную коробку, и бревна прирубаются к ней. Участки между оконными проемами называются простенками. Бревна в этих местах крепят между собой на два шипа, чтобы избежать выпучивания стен. При установке косяков (косяки — оконные и дверные коробки) простенки дополнительно жестко фиксируются в вертикальной плоскости, соединяясь с последними в шип.
Когда строят пятистенок (сруб с капитальной стеной по середине клети, делящей общую площадь на два отдельных помещения), то бревна внутренней стены соединяют с фасадами в сковородень заподлицо или с остатком. На их концах выпиливается и вырубается снизу и сверху по четверти диаметра и делается «ласточкин хвост» с уширением к торцу. Благодаря этому внутренняя стена жестко закреплена и не продувается в соединении. На севере предпочтительнее же все соединения с остатком, в том числе и пятой стены. Если рубится угол или врубается стена без остатка, без выступающих концов, то они значительно холоднее: мороз и влага с торца через капилляры волокон легко проникают в помещение. Теплопроводность вдоль волокон выше, чем поперек, поэтому делают выпуски длиной не меньше диаметра используемых бревен. Торцы бревен сруба затесываются топором — тем самым сплющиваются концы капилляров и закрывается доступ влаги.
Если рубят два сруба в притык или шестистенок, то на уровне верхнего перекрытия устанавливается сжим, соединяющий срубы. Он выполняется из «кокоры». Корень подбирается и обрабатывается так, чтобы от ствола в одной плоскости отходили два как бы рога-ухвата. Они расположатся вверх и вниз вдоль выпусков одного сруба, цепляясь за них. Сам ствол пропускается горизонтально между пазов, устроенных в выпусках к соседнему срубу. На другом конце от рогов-ухватов в стволе делается вертикальное прямоугольное отверстие, куда будет вставляться крепежный клин. Под ударами он погружается вниз, скользя непосредственно вдоль выпусков сруба, опираясь о них. За счет клина и рогов-ухватов удерживаются два сруба рядом. Это причудливое крепление так и остается жить на фасаде дома. Иногда для красоты сжим делают в форме ключа. Такой символический ключ гигантских размеров невольно удивляет и старого и малого, тем более, гостя из города. Наблюдая за работой мастера и знакомясь со старыми северными постройками, замечаешь, что при каждом удобном случае плотники стараются придать любой функциональной детали живой образ.
По мере возведения сруба возникает необходимость в устройстве лесов. Вот тут-то и проявляется, впрочем, как во время всего строительства, особая необходимость во взаимодействии и понимании. Говорили: «берись дружно — не будет грузно». Установка же лесов процесс не простой. Часто приходится делать несколько операций одновременно: держать или поддерживать, прижимать или оттягивать, тут же приколачивать или тесать… «В хорошей же артели всяк при деле». И если мастер грозен, то на него не обижаются: «что грозно, то и честно».
Леса устанавливают по всему периметру внутри и иногда снаружи сруба. Ширина настилов определяется по месту каждым плотником. Стойки из тонкомерного леса называли пробсинами: 10—12 сантиметров в вершине, высотой не ниже карниза крыши. Стойки на фасаде — под конек: для рубки самцов — бревен фронтона. Крепятся стойки горбылями, прибиваемыми крест на крест, а также поперечинами из тонкомера. Поперечины одним концом прибиваются к стене сруба на бобышку, а другим к стойкам. Считается надежной прибивка доски или бруса, когда две трети длины гвоздя вошло в тот материал, к которому крепят.
Чтобы поперечина была надежно закреплена, в месте ее примыкания к стойке делают затес. Снизу прибивают бобышку. На поперечины укладываются доски настила, не прибивая их. По мере возведения сруба ставят дополнительные поперечины по высоте. Поручни-ограждения устраивают на каждом ярусе лесов. Верхний поручень прибивается к стойкам на высоте не ниже метра от настила. На поручни идут жерди диаметром 6—8 сантиметров, окоренные, с чисто обрубленными сучками, без задиров. Для подъема на каждый ярус лесов изготавливают временные короткие лесенки-трапики из подручного материала. Ступени из обрезков досок или жердей прибивают внахлест к стойкам, иногда не зарубая нижнюю опорную кромку. Поверхность этих элементов часто не окорена.
При работе на высоте используют сделанную на годы длинную, легкую, старательно изготовленную лестницу — «путик». Длина ее может быть до пяти метров. Переносит и устанавливает ее на место без особого труда один человек. У некоторых хозяев бывают очень длинные лестницы, которые в отличие от путиков можно переносить и устанавливать на место только вдвоем. Путик изготавливают из длинных молодых ровных елей, отесанных с четырех сторон для облегчения стойки. Ступеням также придают прямоугольное сечение, т. к. ступень с ребром удобней при работе — с нее не соскальзывает нога. Для того чтобы ступени не выскакивали из пазов в стойках, некоторые крепят коксами.
Обычно путик лежит в палисаднике у главного фасада дома. Это последнее место, где он использовался во время строительства дома. С этой лестницы прибиваются причелины, с которых могут дотянуться до главного украшения фасада — солнца, поправить наличники на окнах. Два раза в год его приходится использовать по другой причине: чтобы подняться к печной трубе избы — зимовки и закрыть ее на лето, предохраняя тем самым от дождевой воды. А на летней избе в свою очередь трубу открывают после зимы. Летом готовят еду в летней избе.
При разборке лесов и любого временного крепления особое внимание обращают на то, чтобы торчащие гвозди были загнуты или вынуты. Любые действия, связанные с угрозой здоровью, предупреждаются особо. Наверное, в связи с этим грабли, лежащие на земле остриями кверху, считаются в деревне к плохой погоде.
На высоту бревна поднимают при помощи потоков, ваг и веревок. Как удобней и в каком месте — определяется особо.
Самое верхнее бревно длинной стороны сруба служит опорой для быков (стропил) — оно значительно выступает за фасад. Также и нижние несколько бревен под ним. Они усиливают опору. Этот выпуск художественно оформляют, называют его консолью. На консоль опирается карниз крыши со стороны фасада с улицы. Чем выше, дом, тем длиннее делают консоль и соответственно больше вылет карниза. Так он лучше защищает стену от намокания.
Фронтоны до самого конька набираются из таких же бревен, что и сруб. Их называют самцами (в Вологодской обл. «посом»). К описанию самцов вернемся в разговоре о крыше.
Дольше в стенах сохраняются витые бревна, но их сложнее обрабатывать. Так, при отсеке стен внутри избы на них могут появляться неожиданные сколы. Поэтому витые бревна, поскольку они долговечней, используют на первые венцы, а на среднюю часть дома по высоте выбирают прямослойные стволы. По этому поводу говорят: «дело середкой крепко», указывая на желательность хороших бревен. В Белозерске Вологодской области средняя часть стен старых домов набрана из бревен большего диаметра, чем в цокольной части и в завершении. От этого в домах было очень тепло.
Если сруб заготавливается предварительно, а не рубится на постоянном месте, после его полного изготовления проводится точная маркировка всех бревен и балок. После этого можно безбоязненно перевозить сруб, не сомневаясь, что все детали встанут на свои месте и не надо будет подгонять что-то заново. На внешней стороне стены, начиная с первого венца по порядку до последнего бревна вверху, у углов делают неглубокие зарубы — какое бревно по счету, начиная снизу, — столько и метин, для простоты используют римские цифры. Так же на всех остальных стенах с внешней стороны. В стороне от этих метин оставляют номер самой стены от одного до четырех, если клеть, до пяти — если пятистенок. Другие элементы дома маркируют такими же зарубами, но порядок для них свой.
Когда в стенах уложены все бревна по высоте, за исключением двух, на которые будут опираться стропильные ноги-«быки» или переводины-нижние стяжки стропильных ног, посредине длины сруба врубается балка — «матица». Матица, видимо, потому, что она как мама держит основную тяжесть на себе. Оба конца матицы изготовлены в форме ласточкина хвоста с расширением к торцу. Их укладывают в пазы такой же формы предпоследних бревен стены. Сверху концы матицы прижимают последние бревна — мауэрлаты. Матица играет также роль стяжки, удерживающей стены от раздвигания из-за нагрузки, передаваемой кровлей через быки. Верхняя часть матицы, смотрящая на небо, ровно затесана, чтобы поверхность потолка, образуемая плахами перекрытия, была ровной. Матица служит промежуточной опорой и исключает прогиб потолка.
Сидя наверху, с удовольствием наблюдаешь за происходящим окрест. Легко вздохнется, помечтается о добром, невольно подумается: «горька работа, да хлеб сладок», «работа и мучит, и кормит, и учит». А у молодого и вовсе душа ликует от ощущения сделанного, от свершившейся возможности самостоятельного творчества.
Comments are closed.