Строительство из соломенных блоков

В августе 1996 г. в рамках совместного проекта Института Солнечной Энергии (США) и Белорусского отделения Международной Академии Экологии состоялся международный семинар-практикум по строительству энергоэффективных домов из соломенных блоков. В результате семинара руками самих участников было воздвигнуто невиданное здесь доселе соломенное сооружение. И если созданный прецедент и сама идея найдут в стране свое продолжение, то это явит собой настоящий успех воплощения в жизнь энергоэффективных технологий, поможет хоть в какой-то мере распутать разросшийся клубок, казалось бы, неразрешимых проблем, которыми так изобилует сегодня окружающая нас действительность…

Технология строительства из соломенных блоков возникла в конце XIX века. Она явилась логическим продолжением процесса развития машин, формирующих, вяжущих соломенные блоки. Технология же в основе своей использует материалы, которые применялись в зодчестве с незапамятных времен, — солому, глину, позже бетон. Когда появилась возможность использовать отдельные соломенные блоки, тогда она и начала распространяться. Первые постройки можно датировать приблизительно 1889 годом.
Самое старое здание из соломенных блоков, сохранившееся до наших дней, было построено в 1903 году. В нем никто не живет сейчас, это своеобразный музей, но здание до сих пор не потеряло своей прочности и выглядит довольно сносно. До начала Второй мировой войны было около шестидесяти подобных построек в районе Сэйнт-Хиллз. И около пятидесяти из них до сих пор служат людям как дома, магазины и так далее.
После Второй мировой войны в данной области активность была довольно низка вплоть до 1974 года, когда в “Mother Earth News” была опубликована статья Роберта Велча. Результатом, не заставившим себя долго ждать, явилось возведение нескольких домов из соломенных блоков. И технология вновь ожила. Ожила главным образом благодаря отдельным энтузиастам, строившим для себя и своих семей. Позже появился специализированный журнал, из которого люди могли подробнее узнать о данной технологии; сама технология также совершенствовалась. Тогда же, в конце 80-х, и возникла идея написания практического руководства — книги о том, что и как надо делать. Так родилась книга “Строительство из соломенных блоков”, которая позже была переведена на русский язык.
Примерно с 1991 года количество построек начало быстро расти. В Америке сейчас таких домов от одной до двух тысяч. Группа энтузиастов в Квебеке (Канада) увлеченно занимается строительством из соломенных блоков с начала восьмидесятых. И сейчас трудно определить, была ли технология всецело заимствована из американского опыта или люди воплощали свои собственные идеи. Можно лишь сказать, что подобные дома строятся по всему миру: от Финляндии до Австралии и Новой Зеландии.
В Беларуси, также как и в других республиках бывшего Советского Союза, проблема жилья сейчас является наиболее острой. Очень высоки цены на строительные материалы, это ни для кого не секрет. Кроме того, очень дороги электричество и обогрев жилья. Обычные дома не только дороги конструктивно, они очень неэффективны с точки зрения экономии энергии. “Соломенная” же технология позволяет не расходовать энергию на обогрев жилища впустую, тем самым многократно позволяет экономить деньги. Квадратный метр соломенного жилья стоит гораздо дешевле, чем из бетона… Для примера можно привести такие цифры (в относительных единицах). В США число, описывающее теплоизолирующие свойства стен, равное 18, считается очень хорошим показателем для жилых помещений. Стены из соломенных блоков имеют значение в 45—50 единиц! Это в два с половиной раза выше того значения, которое мы приписываем домам с хорошими, как ныне считается, показателями. Что говорить о бетонных “коробках”, которых так много понастроено в бывшем Советском Союзе, у которых значение это “еле тянет” на 6 единиц!
Очень важно подчеркнуть, что если наша республика стремится достичь уровня западных стран, нам не обойтись без экономически выгодных технологий. И сейчас это особенно актуально. Во-первых, потому, что строительная индустрия республики, как экономика и промышленность, переживает кризис. Очевидно, что в ближайшее время строительство жилья в Беларуси будет являться приоритетной областью. Опыт выхода из экономического кризиса стран, его переживших, показывает, что он начинается с оживления строительной отрасли, и в первую очередь со строительства жилья, на которое завязано обычно около 30% национальной экономики любой страны. Для оживления первичного рынка жилья необходимо, чтобы квадратный метр стоил не более двух среднемесячных заработных плат (таков, например, критерий в российской национальной программе «Жилье», и не только в ней). Для Беларуси это означает, что оживление в строительстве начнется, если квадратный метр жилья будет стоить не более $124 за м 2 или средняя зарплата вырастет до $200, т.к. себестоимость квадратного метра нового жилья обходится при существующих технологиях в лучшем случае в $250 за м 2 без коммуникаций. Поскольку второе (зарплата) нереально, то надо снижать себестоимость до $120 за м 2 с коммуникациями, что требует применения принципиально новых технологий.
Во-вторых, Беларусь практически лишена собственных источников ископаемого топлива, и проблема энергоресурсосбережения стоит здесь особенно остро. Жизнь уже сегодня заставляет строить энергосберегающие дома, а завтра они будут единственно возможными.
В-третьих, из-за последствий Чернобыля республика нуждается в принципиально новых концепциях и технологиях экологически чистого жилья. Многие уже поняли, что кирпичные и железобетонные бункера, построенные вокруг городов и в селах, которые невозможно обогреть, не решают проблемы жилья, не говоря о его качестве.
В-четвертых, руководство строительной отрасли уже осознает, что СНиПы 70-х, ориентированные на затратную экономику, по-прежнему заставляют проектировщиков проектировать, а строителей — строить неэнергоэффективные, материалоемкие сооружения. СНиПы надо менять и открывать дорогу новым эффективным строительным технологиям. Очевидно, что надо нормировать не термосопротивление ограждающих конструкций, а энергию на отопление квадратного метра, как это делает весь мир. Тогда станет понятно, почему строительные нормы в Беларуси (например, вентиляции — 3 м 3 в час на 1 м 2 жилой площади) вызывают шок у западных специалистов, а затраты на отопление выше не в 2—4 раза, как считается официально, а в 5—10 раз.
Технологии строительства из соломенных блоков, применяемые в США, Швеции и Германии дешевы, доступны и используют самые дешевые природные материалы — прессованную солому либо глиносоломенную смесь. «Ну вот, опять саман, а мы-то думали…» — произнесет про себя читатель и будет не прав. Технология не предусматривает использования самана (80% — глина, 10 — солома и 10% — органика), а используется солома, смоченная глиняным раствором (90% — солома и 10% — глина). Эта «мокрая» технология обобщает четырехвековой немецкий опыт «фахверкового» (каркасного) строительства в природно-климатических условиях, сходных с белорусскими. Саман почти в четыре раза тяжелее, не является теплоизолятором и в условиях Беларуси неприемлем — у нас слишком влажно.
Суть технологии проста: на фундаменте ставится деревянный каркас (20 м 3 дерева на 200 м 2 жилья в двух уровнях), который заполняется методом скользящей опалубки глиносоломенной смесью, причем полностью (фронтоны и межстропильное пространство тоже). Это занимает менее месяца, после чего накрывается крыша и дом сохнет (3—12 месяцев в зависимости от погодных условий). После этого дом штукатурится и отделывается в зависимости от вкуса и возможностей хозяина. Кстати, стены толщиной 40—45 см обладают такой же теплоизолирующей способностью, как кирпичные толщиной 0,7 м, и рядом других преимуществ: они легко «дышат», решают проблему радона, не выделяют вредных веществ, связанных с тепловой обработкой, и т.д. Такие дома стоят в Германии 3—4 века и после своей «смерти» не создают проблем с утилизацией строительного мусора. Энергии для строительства таких домов тратится в тысячи раз меньше по сравнению с кирпичными, и эксплуатационные затраты на отопление меньше. Квалификация нужна только при строительстве каркаса и отделочных работах. Недостатками технологии являются большая трудоемкость и большие сроки строительства, связанные с сушкой самонесущего наполнителя стен.
Этих недостатков лишена другая, более эффективная индустриальная «сухая» технология, очень популярная сейчас в США, основанная на тех же принципах. Она заключается в использовании прессованных соломенных блоков (сразу после пресс-подборщика с поля) как основного конструктивного стенового материала с последующим оштукатуриванием, то есть блоки могут укладываться на раствор или использоваться в качестве самонесущего наполнителя каркасных стен (сухая технология «прошивных матов»). Следует напомнить, что строительные стандарты США по многим параметрам жестче наших, и эта технология полностью сертифицирована в США. Например, по огнестойкости она полностью соответствует требованиям, а по теплопроводности — в 3 раза лучше. Наружная и внутренняя отделка стен в таких домах не отличается от обычной в США. Такой дом можно построить за неделю и отделывать сразу, что и было продемонстрировано в августе 1996 года Белорусским отделением Международной Академии Экологии и Solar Energy International из США в п. Занарочь. Стена такого дома при толщине 60 см имеет сопротивление теплопередаче не менее 10. Стоят такие дома по 100 и более лет. Например, сейчас в США живут люди в домах из прессованной соломы, построенных в прошлом веке.
Согласно международным стандартам DIN 4102 и DIN 18951(21/51), глиносоломенные смеси являются негорючими материалами вплоть до 5% содержания глины при условии, что минеральное связующее (глина) равномерно распределено по объему. Объяснить это легко: глины содержат большое количество калийных соединений, являющихся антипиренами. По международным нормам оштукатуренные стены, построенные по «straw-bаlе» технологии, можно отнести к классу F45, т.е. сопротивляемость огню не менее 45 минут. Соломенные блоки, положенные на цементный раствор с последующим оштукатуриванием, имеют еще более высокий класс, вплоть до F120.
Белорусское отделение Международной Академии Экологии совместно с американской неправительственной организацией Solar Energy Int и немецкой «Heimshtadt Chernobyl» при поддержке фонда ISAR летом 1996 года в п.Занарочь построило первый в СНГ энергоэффективный straw-bale house и планирует двигаться дальше — построить первый в Беларуси дом нулевого энергопотребления (экодом), причем очень дешево.
В США, Швеции, Германии, Японии и других странах уже десятилетиями эксплуатируются комфортабельные дома с низким и даже «нулевым» потреблением энергии, без канализационных сетей. В Стокгольме более 10 лет успешно эксплуатируется комфортабельный дом с бассейном и огромным зимним садом, не имеющий не только канализации, тепло- и электроснабжения, но и водопровода. Правда, назвать такой экодом «народным» никак нельзя — он стоит слишком дорого. Фирма ISOMAX уже построила несколько тысяч домов в Польше, Финляндии, Германии с системами солнечного отопления и аккумулирования и добилась того, что дома нулевого энергопотребления стоят не дороже каменных.
Из коммуникаций экодому нужны только дороги и электричество (если не по карману дорогостоящие солнечные батареи с электроаккумулирующими системами). Канализация, конечно, тоже нужна, только не такая, как у нас. Наша, во-первых, очень дорогая, во-вторых, не решает проблему утилизации хозбытовых стоков (например, проблему осадка сточных вод), а только переносит ее из одного места в другое, и главное — она не является системой локально замкнутого цикла. При индивидуальной застройке это как бы «теплотрасса наоборот», и вреда она наносит не меньше, чем наши пресловутые теплотрассы. Вместе с тем американское Министерство здравоохранения давно сертифицировало и разрешило использовать даже в городах очень дешевые локальные биологические системы утилизации хозбытовых стоков, работающие по принципу «замкнутого цикла» и не создающие проблем ни зимой (до -50°С), ни летом (до +50°С), позволяющие пользоваться всеми благами цивилизации при двух условиях: в туалет нельзя сливать концентрированные яды и бросать биологически неразлагаемые предметы: пластик, некоторые виды бумаги и т.д. Площадь биоочистных сооружений — около 200 м 2 и выглядит, как обычный фруктовый сад и огород; расчетное время эксплуатации на семью из 8 человек — около 100 лет, причем урожайность на этих двух сотках необычайно высока. Можно использовать специальные компостные туалеты, разработанные в Швеции и США, и использовать компост как дешевое органическое удобрение.
Отопление (и кондиционирование) такого экодома обычно содержит основную и вспомогательную системы помимо пассивной солнечной, которая у нас практически не используется. Основная обычно состоит из солнечного теплового коллектора и теплоаккумулятора, запасающего тепло по суточным и сезонным циклам. Конструкции могут быть различными: в Швеции и Норвегии предпочитают твердотельные аккумуляторы под домом; в США и Германии — жидкостные внутри дома (на 200 м 2 жилой площади — около 15 тонн воды). Обычно такие системы стоят недешево, однако их можно сделать очень дешевыми, используя местные материалы и комплектующие. Например, тепловой коллектор на крышу экодома конструкции БО МАЭ стоит всего $50 кВт установленной мощности и не боится заморозков. Обязательной является система рекуперации тепла при вентиляции.
Вспомогательной отопительной системой является обычно камин или небольшая печь медленного горения. Фирма ISOMAX использует в качестве вспомогательной или «аварийной» систему электроподогрева пола с использованием ночного электричества мощностью 2 Вт/м 2 жилой площади.
Экодом — это жилище, соответствующее «устойчивому развитию» цивилизации, при котором практически не используются невозобновляемые источники энергии и вещества, с одной стороны, не наносится вред природе и здоровью человека — с другой, без которого нет будущего ни у одной страны, ни у одного народа.

Comments are closed.