История бани. Как правильно париться

История бани

Русская баня

В России бани были известны с самой глубокой древности. Наш летописец Нестор относит их возникновение к I столетию нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

Летописец рассказывает, что великая княгиня Ольга, желая наказать древлян, убивших ее мужа Игоря (945 г.), повелела истопить баню для древлянских послов, которые бы омывшись, представились к ней. Во время их омовения по приказанию Ольги баню зажгли и послы сгорели в ней.

После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, в некоторых странах стали появляться русские бани; они были в Вене, Париже, Берлине, но они далеко отстали от наших бань. Современники утверждают, что ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Иностранцы считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны. Но так париться, как в России, вредно. «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют». Так считали некоторые европейские врачи.

Все иностранцы отмечали любовь русских к крепкому пару. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».

Непосвященному человеку трудно представить себе, как можно париться в печи. А делали, да и сегодня еще в некоторых деревнях делают это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. Ну, а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало».

У русских был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Это делали с утра и только после бани подходили к образам. Даже царь, если «ему было угодно спать вместе с царицей», то на следующий день они оба ходили в баню. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма, хотя в связи с этим и подвергались весьма двусмысленным взглядам и шуточкам, особенно со стороны молодых людей. В адрес стоящих у дверей церкви так и сыпались ехидные замечания.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и цари и князья до начала XVIII столетия.

Лжедмитрий был нелюбим народом за неуважение к указанным нравственным предписаниям. Он ни разу не мылся в бане со «своею, — как пишет один из современников, — поганою царицею».

В народе российском прочно существовало поверье, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль).

Накануне свадьбы мать невесты пекла хлеб — «банник», которым она благословляла к венцу молодых. Этот хлеб, жареную птицу (обычно курицу) и два полных столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе, которая на другой день расшивала скатерть и угощала молодых по выходе из бани.

Православная церковь строго-настрого запрещала супружескую близость в дни строгих постов. Согласно старинным духовным поучениям это разрешалось только «в Петрово говенье и Филиппово», однако под условием «блюсти» среду, пятницу, субботу и воскресенье и праздники. После совместно проведенной ночи для супругов было обязательным правилом вымыться утром в бане, прежде чем начать молитву перед иконами.

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). В частности, такие бани были в Москве.

Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России были обставлены ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, был обычай при заходе в баню, когда человек готовился к парению, подавать ему несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, в бане, и особенно в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами.

Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой. (Вообще, мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали, что самая простая, но и самая существенная мера к достижению здоровья является баня. В народе говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит». Благотворное влияние бани на организм человека заметили не только славяне, но и многие другие народы.

Бани, как средство достижения чистоты и опрятности, считавшихся добродетелью с давних времен, предписывались многими религиями, в частности Востока. По исламу ежедневное омовение тела возведено в степень религиозного догмата.

Как мы уже отметили, на Руси баня появилась задолго до крещения славян. В глубокой древности на Руси существовали мыльни, влазни… В Россию баня якобы завезена была арабами или спартанцами. Вполне вероятно, что русская баня является собственным изобретением славян. В пользу такого предположения говорит многое: и совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян, и высказывания иностранцев о русской бане, которые свидетельствуют о том, что ничего подобного до прибытия в Россию эти иностранцы не знали. В этом плане особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Нам известны весьма нелестные отзывы о гигиене славян летописцев VI века Прокопия и Маврикия: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». По словам этих авторов, славяне мылись только 3 раза за всю жизнь: в день рождения, свадьбы и смерти. Что-то верится с трудом, чтобы «занюханные» грязнули, какими изображаются славяне, в то же время были стройными и мужественно красивыми. К тому же, все славянские племена в дохристианский период селились, как правило, по берегам рек и озер, занимались рыбной ловлей и чтобы они в таких условиях не купались — это просто абсурд. Скорее всего, Прокопий и Маврикий спутали славян с какими-нибудь кочевыми племенами из засушливых степей.

Живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во-вторых, мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно приятно, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Общего «рецепта» мытья в бане нет. В каждом уголке России, почти в каждой семье существует своя, семейная «технология» мытья в бане. И это понятно. В.Иванченко приводит популярную еще тысячу лет назад поговорку: «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». Иностранцы прежде всего, отличают выносливость русских, способных находиться в бане при высокой температуре и большой влажности. «Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогают от того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу (во двор), как мужчины, так и женщины и обливаются холодною водою, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню. Бани устраиваются при реках, моющиеся из жару прямо бросаются в холодную воду».

Исторические и литературные источники свидетельствуют, что среди выдающихся русских людей многие любили «жаркую» баню. А.В.Суворов, например, где это было возможно, устраивал солдатам бани. Сам генералиссимус выдерживал в бане «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

Во время посещений Москвы Сандуны часто посещал герой 1812 года Денис Васильевич Давыдов.

Кстати, Сандуновские бани были названы в честь знаменитой актрисы певицы Сандуновой. Так эти бани называются еще с далеких пушкинских времен. Славились эти бани и своим буфетом со всевозможными напитками, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Своими банями славился и Санкт-Петербург. В 1874 году в городе насчитывалось 312 бань. Большинство из них снабжалось невской водой. Из 312 бань — 46 было торговых и 266 «нумерных или семейных». Лучшей баней из «нумерных» по роскошной отделке и удобствам была баня Воронина, на Фонарном переулке, в собственном доме Воронина. Номера в этой бане были довольно дорогие — от 50 копеек до 10 рублей за одно посещение.

Самые же дорогие номера, отличавшиеся роскошной отделкой и посещаемые избранной публикой, находились в так называемых «Пушкинских источниках» — банях на Благовещенской улице у Николаевского моста.

В общих банях цены были небольшие, вполне доступные даже самым бедным: 1 класс стоил от 15 до 40 копеек, 2 класс — от 8 до 15 копеек, а 3 класс для простонародья — 3– 5 копеек, что было доступно всем.

В номерах и общих банях имелись парильщики и парильщицы — «бабушки», которые по востребованию мыли желающих за 15–20 копеек или «за что положите».

При бане Воронова был так называемый «полный буфет», в остальных же банях можно было получить только пиво, квас, сельтерскую воду и другие дешевые напитки.

Кстати, хотя цены в общие бани были довольно низкие, но бань было много и в них мылось практически все население, бани приносили в царскую казну большую прибыль.

Бани топились обычно один — два раза в неделю. В летние жаркие дни кое-где топить бани запрещалось с целью предупреждения пожаров, которые на Руси чаще всего возникали именно из-за бань. Исключения допускались лишь для больных и рожениц, и то в зависимости от решения местных властей. Кстати, запрещения топить бани, не касались знатных людей.

Были в Москве еще знаменитые бани — Ламакинские. В этих двух банях «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».

Очень любил русскую баню царь Петр Великий и страдал от ее отсутствия. Во время пребывания в Голландии он сам построил для себя русскую баню, считая, что это — лучшее средство поправить свое здоровье.

Любовь к баням была одной из самых примечательных характерных черт русской натуры. В бани ходили все — от мала до велика. Человек, не любивший бани, считался «инородным телом» в русской среде. Упоминавшийся уже Олеарий пишет, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец, потому что он не любил бань. «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».

Сначала в банях мылись все вместе: мужчины и женщины, однако не везде. В деревнях исстари мылись в две смены: сначала мужчины, а потом уже женщины и дети. Первый пар всегда был «мужским». В 1743 году сенатским указом запрещено было не только допускать в торговых банях мыться мужчинам вместе с женщинами, но также строго запрещалось мужскому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому — в мужскую.

Русские умели обставить мытье в бане такими атрибутами, которые делали этот процесс в высшей степени приятным и полезным. Как мы уже отмечали, почти каждая семья имела свою, складывающуюся в течение многих поколений «технологию» мытья в бане. Из многочисленных способов пользования баней каждая семья выбирала свой, с ее точки зрения наиболее полезный и приятный способ. В зависимости от этого соблюдался определенный температурный режим в бане, применялись те ароматические вещества (почти всегда растительного происхождения), которые считались данной семьей наиболее предпочтительными. Интерьер бани также свидетельствовал о вкусах ее хозяев.

Веник в бане — всему голова

Наши далекие предки проблему «ароматизации» решали иногда весьма оригинальным способом: они делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. В зависимости от желания получить тот или иной аромат, выбиралось и дерево (ветки, листья). Чаще всего использовалась липа, потом береза, можжевельник и т. д. Именно банные «шалаши» «надоумили» наших предков создать чудо «банного дела» — веник. Славяне использовали, видимо, все растения, кустарники и деревья, прежде чем остановили свой выбор на вениках из березы, дуба, липы, рябины, ольхи, пихты, можжевельника. Из таких трав, как зверобой, полынь и даже… крапива.

Что же дает веник? «Похлестывание им тела, — пишет В.Иванченко, — своеобразный массаж, усиливающий кровообращение в коже, подкожной клетчатке, мышцах, способствующий последующему закаливающему контрасту температур, более интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ, открытию кожных пор и вымыванию из них различных, в том числе болезнетворных, микробов, опасное действие которых на организм парализуется летучими веществами-фитонцидами, содержащимися в листьях веника, оказывающими бактерицидный эффект. А эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают в ней обмен веществ, «препятствуют преждевременному старению». Не случайно в народе говорят: «Который день паришься, тот день не старишься». Для усиления бактерицидного эффекта лучше всего париться веником из свежих веток, так как они содержат больше эфирных масел и фитонцидов, которые при сушке веников почти полностью улетучиваются. Надо иметь в виду, что каждый веник имеет свой, особый эффект, т.к. каждое растение, из которого сделан веник, имеет свои, присущие только ему эфирные масла и фитонциды. Как пишет В.Иванченко, березовый веник помогает «при боли, ломоте в мышцах и суставах,… хорошо очищает кожу при наклонности к сыпи и гнойничкам, ускоряет заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение. Его особое достоинство — сильное расширение в веничном пару мелких бронхов. Это способствует отхождению мокроты и улучшению вентиляции легких. Вот почему после такой бани очень легко дышится! Для астматиков и бывших курильщиков, начавших заниматься дыхательной гимнастикой, березовый веник незаменим.

Пристрастие россиян к березовому венику объяснимо: на протяжении многих веков это дерево занимает большое место в быту русского человека. Березовые листья, почки, береста, заболонь, сок, чага, древесина — все использовалось в хозяйстве, в быту, с лекарственными целями. Ни одному дереву не посвящено столько песен, стихов, басен, пословиц и поговорок. Это дерево прекрасно везде, где оно растет: в поле, на пригорке, в лесу, в саду, около дома.

Почки березы содержат эфирное масло, горечи, флавоноиды, смолу, дубильные и другие биологически активные вещества. В листьях найдены бетулоретиновая и аскорбиновая кислоты, гиперозид, дубильные вещества, сапонины, эфирные масла, каротин, фитонциды. Все эти вещества оказывают благотворное влияние на организм человека, в том числе и при соприкосновении листьев с телом человека при постегивании березовым веником в парной бане.

Вторым по популярности вслед за березовым считается у любителей дубовый веник. Он особенно подходит для людей с жирной кожей. В листьях дуба содержатся дубильные и красящие вещества, кверцитрин и кверцетин, эфирные масла, пентозаны. При обработке тела в бане дубовым веником особую роль играют дубильные вещества и эфирные масла листьев. Именно эти вещества делают жирную кожу матовой и упругой, хорошо очищают кожу, поры, оказывают сильное противовоспалительное действие. Дубовый веник с массивными, прочными, плотными листьями быстро очищает тело парильщика, быстро и глубоко прогревает его. Выделяемые во время парения из листьев веника вещества обладают целебным эффектом. Специалисты отмечают, что эти вещества способны даже снижать давление при гипертонии. Дубильные вещества и эфирное масло, выделяемые листьями дубового веника, оказывают лечебный эффект при разного рода накожных заболеваниях: золотухе, сыпях, экземе.

В некоторых местах России, особенно там, где имеются большие липовые рощи, популярностью пользуются липовые веники. Липа издавна пользуется в народе широким признанием как растение в высшей степени целебное. Человек, заболевший простудным недугом, чаще всего вспоминает о липовом цвете, являющемся радикальным средством при многих простудных заболеваниях, в качестве потогонного и жаропонижающего средства. Настои и отвары липы (листьев, цветков) употребляют как отхаркивающее средство при кашле, мочегонное при пиелитах и камнях в почках, болеутоляющее при желудочно-кишечных спазмах. Свежие листья липы используют в виде компрессов при головных болях, как мягчительное и противовоспалительное средство при ожогах, гнойных воспалениях. Лечебные способности листьев липы используются и через липовый веник, который «прекрасно устраняет головную боль, производит мягкую «гимнастику» для почек, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие».

Очень ароматным и в высшей степени полезным является веник из веток черной смородины, листья которой обладают потогонным, мочегонным, вяжущим, противовоспалительным действием. Содержащиеся в листьях вещества (аскорбиновая кислота, дубильные вещества, эфирное масло, пигменты, флавоноиды и др.) благотворно действуют на кожу, хорошо очищают ее от болезнетворных микробов, а аромат, испускаемый листьями, способен удовлетворить самый рафинированный «нюх». В народной медицине настои и отвары листьев черной смородины используются при лечении ревматизма, подагры, болезней желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря, туберкулеза лимфатических желез, золотухи, почечнокаменной болезни, водянки. Попарившись в бане таким веником, можно надеяться, что наступит облегчение при наличии такого рода заболеваний.

Кое-где в России произрастает вечнозеленый хвойный кустарник можжевельник, плоды которого широко используются в народной медицине. Во всех органах растения содержится эфирное масло, органические кислоты, дубильные вещества. Хвоя можжевельника обладает мощным бактерицидным действием. Препараты из можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Несмотря на то, что веник из веток можжевельника довольно колючий, тем не менее, имеется много любителей попариться таким веником. Можжевельный веник помогает при подагре, ревматизме, отеках, при высыпании на коже. Можжевельный веник является рекордсменом по уничтожению на коже парильщика болезнетворных микробов.

Наряду с липовым при простуде хорош веник из веток ольхи (белой, серой). В листьях ольхи содержатся дубильные вещества, гиперозид, количество которого достигает 13 мг%, кверцитрин, а также кофейная, хлорогеновая и протокатехиновая кислоты. Препараты из ольхи обладают вяжущим и дезинфицирующим свойствами. Именно поэтому веник из ольхи хорошо очищает кожу, уничтожая болезнетворные микробы, делает упругой жирную кожу, обладая вяжущим свойством. В северных районах России использование веника из ольхи не является редкостью. Ольховый веник хорош и при простудных заболеваниях, усиливая отделение мокроты при бронхитах.

А в некоторых сибирских регионах в почете веник из пихты. Особенно хорош такой веник в зимнюю пору, когда местные жители, охотники, лесники, намаявшись и намерзшись за день, вечерком, истопив баньку, похлещутся пихтовым веничком. Пихта содержит в себе пихтовое масло. Настой из молоденьких игл и почек пихты издавна употребляется сибиряками от цинги, при ломоте в костях простудного и усталостного происхождения. После бани с пихтовым веником уходит прочь усталость из тела и изгоняется всякая хворь, особенно простуда. Пихтовый веник хорошо очищает кожу от болезнетворных микробов, лечит разного рода накожные высыпания. Пихтовое масло, дубильные вещества, фитонциды пихты при парении с веника проникают в поры тела и способствуют излечиванию многих кожных и ревматических заболеваний. Этот веник полезен при подагре.

Кроме пихтового веника кое-где в Сибири используют веники и из других хвойных растений: кедра, ели. Конечно, хвойные веники — это удовольствие для любителя, который по своему физическому состоянию способен вынести довольно серьезную процедуру парения такими вениками.

Преимущество хвойного веника заключается в том, что его не нужно запасать впрок: хвойные деревья не теряют своего хвойного наряда зимой и его можно приготовить непосредственно перед баней, когда в ветках такого веника все содержащиеся в нем вещества находятся в так называемом «живом» виде, особенно вещества бальзамические.

В некоторых южных районах России на границе с Казахстаном, где нет леса, с успехом используются веники из полыни, которая в изобилии здесь произрастает. Заготовка таких веников производится сразу после цветения полыни, когда стебли растения еще не сильно огрубели. Веник из полыни также очень полезен. В траве полыни горькой содержится около 2% эфирного масла, имеются гликозиды, фитонциды, органические кислоты, дубильные вещества, другие биологически активные компоненты. Полынь издавна используется в народной медицине при заболеваниях суставов, желтухе, ревматизме, ожирении, болезнях желудка, печени, желчного пузыря. Наружно препараты из полыни горькой применяются при ушибах, гнойных язвах и ранах. При такого рода заболеваниях веник из веток полыни всегда кстати и пожалуй его терапевтическое лечебное действие не уступит, а скорее превзойдет эффективность некоторых других распространенных веников.

Особое место среди веников занимает веник из ветвей крапивы двудомной и реже жгучей. Стебли крапивы, как и все растение, покрыты жгучими длинными волосками. В стеблях и листьях крапивы содержится большое количество биологически активных веществ: аскорбиновая кислота, каротин, витамины группы В и витамин К, органические кислоты, дубильные вещества, фитонциды и др. Крапива издавна применяется в народной медицине: она обладает кровоостанавливающим действием, усиливает свертываемость крови, оказывает тонизирующее действие на стенки сосудов, улучшает все обменные процессы в организме. Отвар листьев крапивы применяется при туберкулезе, анемии, бронхите, малярии, болезнях селезенки, мышечном и суставном ревматизме, радикулите. Веник из крапивы слегка запаривают теплой водой и парятся. Содержащиеся в крапиве вещества оказывают на кожу мощное лечебное действие.

6 июля, на Аграфену — купальницу обязательно мылись в бане и «отменно парились». Архангелогорцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, а девушки парились в этот день свежими вениками, связанными из целебных трав. В Тверской губернии парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.

Обыкновенно именно в день Аграфены — купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые. На Вологодчине, например, предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рыбины, по цветку разных трав.

Правда, во многих местах России баню было принято устраивать не на Аграфену — купальницу, а на Ивана Купала, точно так же, как и вязать веники.

В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то в этот год помрешь.

На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров, гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели, если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется живым.

Костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.

Казалось бы, несложное сооружение — «связка стеблей или веток с листвой (подметать, париться в бане, чистить платье) — веник». А в каком почете веник у русских! Веник вошел во многие пословицы и поговорки: «Веник в бане наибольший господин», «Веник в бане всем начальник», «Банный веник и царя старше!»

В последнее время к традиционным российским веникам из березовых, дубовых, липовых и ольховых веток прибавились, являющиеся пока редкостью, эвкалиптовые веники. Известно, что листья эвкалипта содержат в себе очень ценные, лечебные компоненты: масла, фитонциды, ароматические вещества, обладающие антисептическими свойствами. Настой из листьев эвкалипта используется как антисептическое средство, им обрызгивают деревянные стены парилки и поддают на раскаленные камни. Возникающий при этом ароматный пар обладает не только антисептическими, но и ингаляционными свойствами. При этом дышать надо через нос и тогда гортань, трахеи, бронхи и даже прилегающие к бронхам легкие прогреваются целебным паром эвкалипта.

Содержащееся в листьях эвкалипта эфирное масло обладает бактерицидным и болеутоляющим свойством. В связи с этим, оно активно используется в виде компрессов при невралгии, воспалении мышц, при разного рода ушибах, растяжениях, болях в суставах. Об эффективности эвкалиптового масла при лечении некоторых довольно опасных заболеваний можно убедиться на следующем примере: при таком опасном заболевании, как ангина, достаточно капнуть две — три капли эвкалиптового масла на кусок сахара и подержать его во рту до тех пор, пока он не растает и воспалительный процесс значительно снизится.

Для веника можно использовать также хвойный лапник, ветки клена, ореха, ясеня.

Банные обычаи россиян

Особенно любили баньки на севере России, на Урале, в Сибири. «Банька была у него построена на славу: большая, светлая, просторная, с липовыми полками, менявшимися чуть не каждый год… Перед баней иногда скоблили и строгали рубанком и лавки, и пол, и стены, чтоб была как новая… Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку… В предбаннике на лавках высоко, в несколько рядов, наложены были кошмы, покрытые белыми простынями; весь пол устлан войлоками, и на них раскидано пахучее сено, крытое также простынями. В бане на полках и на лавках настланы были обданные кипятком: калуфер, мята, чабер, донник и другие пахучие травы. На лавках лежали веники, стояли медные луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туеса, налитые подогретым на мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На особом крытом скатертью столике разложены были суконки, мелко расчесанные вехотки (пучок расчесанного мочала) и куски яичного казанского мыла».

Особой популярностью в качестве напитка в бане пользовался квас, в приготовлении которого наши предки были большие мастера и выдумщики. Квасы приготовлялись на плодово-ягодных соках, на меде, с добавлением пахучих трав и пряностей. Парились в банях очень долго и выпивали за многочасовое пребывание в бане огромное количество кваса. Мельников-Печорский писал, что упомянутый им игумен — старовер «целые жбаны холодного квасу выпивал». В почете был так называемый парной квас — ядреный, шипучий, бьющий в нос.

Во многих губерниях России был обычай при заходе в баню, когда человек готовился войти в парилку, он съедал несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.

Самой старой русской баней была баня по-черному, которая по аналогии с курной избой, называлась курной; это значит, что в бане устанавливается печь без трубы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черноты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани после топки обливают водой, а иногда моют. Более сложной является широко распространенная в России т. н. банякаменка, в которой ставится печь с трубой, баня внутри чистая.

В зависимости от своего вкуса, хозяин делает 2–3–4 полка — низких или высоких. Тот, кто любит жаркую баню, самый высокий полок делает чуть ли не под потолком (чем выше поднялся, тем выше температура). На эти полки (скамейки) на разных уровнях настилали иногда подушки или матрацы, набитые сеном или соломою, которые покрывались белыми простынями.

В России бани почти всегда топили березовыми дровами, т. к. они наиболее калорийные и дают хороший «дух».

Сейчас в банях широко используют т. н. банные коктейли из пахучих веществ. А раньше эти коктейли успешно заменяли настои из разных ароматических трав: мяты, шалфея, тимьяна, листьев черной смородины и малины, душицы, иногда даже полыни. Собственно и нынешние коктейли готовятся на той же основе, только в последнее время прибавился настой из эвкалипта. Целебные ароматы в сочетании с высокой температурой убивают почти все микробы, бактерии в воздухе, на коже и верхних дыхательных путях. Как пишет В.Иванченко, «даже при последующем охлаждении микробы не смогут внедриться в организм. Следовательно, запах тоже способствует закаливанию…»

Наши предки, однако, ароматизировали баню более простым, но не менее эффективным методом. Они разбрасывали свежие или сухие ароматные растения по полкам. Особенно широко использовалась мята, шалфей, листья черной смородины, душица, лапник (ели) и др. Вообще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустарников, деревьев. Что касается трав, то использовалось почти все разнотравье. Иногда полки устилались душистым сеном и покрывались простыней.

Когда же появились общественные бани? В XI веке переяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общественные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали существовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были видимо печорские монахи, побывавшие на Афоне, где они познакомились с греческими общественными банями.

Кроме обычных в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателями которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным успехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерская» баня Лемана. Но в 1761 году у него появился конкурент, француз Вандреда, который открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в России не привились, так как, хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффекта, как русская баня, они едва ли могли дать.

Старейшие Московские бани находились у Каменного моста и назывались поэтому «каменные» или «каменновские». Они были построены из кирпича, в то время как все остальные общественные бани были деревянными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели.

В торговые, базарные дни, а также в большие церковные праздники общественные бани не топились.

Исстари своими банями славилась Москва. Как отмечает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых разнохарактерных бань», «пропускная» способность которых была велика. В «банные» дни, по субботам и накануне больших праздников, каждая баня использовала около 3 тысяч веников, которые привозились в Москву возами из глухих деревень, особенно из-под Гжели. Служившие в банях мальчики готовили эти веники «для парки». Они же разливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних областей: Ярославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская — плотников, Калужская — булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой — по одному — двум уездам. Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский-Рязанский, Тульский-Каширский и Веневский. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины.

Самой популярной фигурой в бане был парильщик, труд которого был неимоверно труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в одном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускулами своего тела, при переменной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иногда из полученных денег половину он отдавал хозяину.

В наших банях в XIX веке оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а «простонародные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поликлиникой», где лечились всякие болезни. Медиками были фельдшера, цирюльники, бабки-костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажистов еще в те времена, когда и слова этого не слыхали». Цирюльники проводили в банях кровопускания, не соблюдая никакой санитарии. «Открывание крови» было любимой операцией ключников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества». В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянских» банях женщины мыли лицо миндальными высевками.

Потом шли разные притирания, вплоть до мытья головы керосином для рощения волос.

Без бани русский не может. Казалось бы, где можно помыться в бане на фронте, а мылись, не часто, но мылись.

«Порядочная» баня обязательно имеет три отделения: парное, мыльное, и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение — там, где парятся. Пословица предупреждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «Парная баня», «Пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с парильней — мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы; с баней связано много шуточных советов и т. п.: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном запей квасом», «Баня — мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехи смоет»…

С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, наши предки всегда поселяли в бане. Но их там нельзя оставлять одних.

Какое же действие оказывает русская баня на организм человека?

Мытье в бане в течение 15–30 минут приводит к увеличению количества красных кровяных шариков в крови на 10–12%, удельный вес крови повышается с 1,0538 до 1,0615, относительное содержание гемоглобина также увеличивается, почти вдвое учащается пульс, значительно учащается дыхание; сила вдоха и выдоха, а также жизненная емкость легких, температура тела повышается максимум до 39,4°.При обильном потении в бане пищеварительная сила желудочного сока и его кислотность уменьшаются, однако усвояемость азотистых частей пищи при этом улучшается. Парение веником способствует сильному оттоку крови от внутренних органов к периферии. Баня улучшает обмен веществ.

Баня обладает широким комплексом гигиенических и лечебных свойств. Она полезна при золотухе, ожирении, подагре, суставном ревматизме, в начале всех катаральных заболеваний слизистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, кишок, мочевого пузыря, при хронических катарах наружного слухового канала, глотки, миндалин, носа, при хроническом воспалении спинного мозга, застоях крови в печени, селезенке, желудке, кишках, при холере, при болезнях костей, при лихорадке, накоплении жидких болезненных продуктов в какой-либо полости, при общих водянках и водянках живота, при серозных плевритах, при неврозах, жировом перерождении сердца. Так характеризует лечебные свойства бани одна из наших энциклопедий.

А в каких случаях бани противопоказаны? При длительных лихорадочных состояниях, кровотечениях и предрасположении к ним, при слабости и истощении организма, острых заболеваниях ушей и глаз, при пороке сердца, аневризме, при наклонности к приливу крови к мозгу и легким, апоплексическом ударе, эмфиземе легких, при туберкулезе, при беременности с наклонностью к выкидышу.

В старину считалось, что не следует ходить в баню тотчас после еды (после обеда и ужина): после приема пищи с баней следует обождать 4–5 часов. Страдающим запорами перед баней полезно поставить клизму.

Много внимания бане посвятили некоторые врачи, мыслители, философы: Цельс и Плиний Старший, Авиценна и Гален, Гиппократ и Гуфеланд, многие другие. Все они отмечали роль бани в сохранении здоровья, в продолжительности жизни. Так, врач — мыслитель Гуфеланд говорил: «Опрятность и содержание тела в чистоте — суть двух существенных обстоятельств для продолжительности жизни». Бани, как средство чистоты и опрятности, считавшихся добродетелью, предписывались всеми религиями Востока.

С точки зрения очищения организма от разного рода шлаков, которые образуются в организме повседневно, баня играет огромную роль. С потом в бане вымывается из организма большое количество вредных веществ, накопившихся в нем в результате обмена веществ. Вот почему после бани человек чувствует себя, как вновь родившимся. Сразу после бани заниматься любовью не рекомендуется, так как организм после банной нагрузки меньше всего предрасположен к сексуальности. Однако, на другой день после бани сексуальная сила и половое влечение настолько сильны, что многие и в баню-то ходят с целью испытать на следующий день первозданное чувство сексуального удовлетворения.

Вообще, с древних времен банные процедуры были тесно связаны с эросом. С давних времен в России день, предшествующий дню любви, посвящался бане. Для того, чтобы любовная встреча после банного дня прошла на должном уровне, необходимо соблюдать ряд условий: «Перед баней не рекомендуется употреблять в пищу тяжелых, трудно перевариваемых кушаний», консервов, копченостей, мучных изделий (типа блинов, пышек, пирогов и т. п.), жареного мяса, солений. В баню надо идти на полупустой желудок, можно отдать предпочтение молочным продуктам, рыбным блюдам, фруктам и овощам.

Во время мытья в бане можно погрызть чисто банные овощи: репу, редьку, кольраби; фрукты: яблоко, грушу; ягоды: землянику, клубнику, малину. К «банной кулинарии» издавна относятся такие напитки, как квас, морс, натуральный сок. Но ни в коем случае в бане нельзя употреблять алкогольные напитки, даже нужно быть осторожным с употреблением «холодненького пивца».

В бане нельзя быть очень активным, особенно надо быть осторожным с парными процедурами, так как это «истощает силы», в том числе и сексуальные.

После бани обязателен довольно длительный отдых, не менее 4–5 часов. Что касается приема пищи, то лучше всего употреблять легкие молочные и овощные кушанья и фрукты. Употреблять алкогольные напитки после бани также не рекомендуется.

В случае, если будут соблюдаться эти несложные рекомендации, баня послужит полноценной любовной встрече.

Личные принадлежности для посещения бани

Для обеспечения наиболее комфортных условий пребывания в бане желательно иметь при себе 2 небольших и 1 большое, лучше всего махровое, полотенца. На большом полотенце можно сидеть или лежать, чтобы выделяющийся пот впитывался в него. Кроме того, полотенце предохраняет от ожога горячей поверхностью скамьи в парилке. С гигиенической точки зрения полотенце также необходимо: оно снизит опасность заражения грибком или другими заболеваниями, если перед вами на скамье сидел или лежал человек, страдающий заразными накожными заболеваниями.

Для бани обязательно надо иметь резиновые или другие непромокающие тапочки, чтобы уберечь ноги от соприкосновения с всегда грязным в любой бане полом, на который сливаются все банные отходы при мытье.

В бане обязательно потребуются предметы личной гигиены, прежде всего мыло.

Для парной желательно иметь фетровую или другую, из подобного материала, шляпу, чтобы предохранить голову (уши тоже) от жара. Женщинам хорошо иметь накидку на голову из полотенца при нахождении в парной.

Для обработки кожи в бане могут потребоваться различные средства и предметы: веники, щетки, мочалки и т. п. Эти средства и предметы являются строго индивидуальными и совместное пользование ими может привести к заражению, если один из пользователей болен каким-нибудь заразным заболеванием, особенно накожным, что очень часто происходит именно в банях, особенно общественных.

Подготовка перед баней

Перед баней желательно провести тщательную гигиеническую обработку всего тела. Особенно же интимных областей и ног. Лучше всего это делать дома, если баня домашняя. Если же предстоит посещение общественной бани, то делается это в мыльном отделении бани. Эта гигиеническая обработка заключается в мытье с мылом под теплым душем: это нужно не только для того, чтобы смыть с себя все, что имеется на теле, но и для предварительного разогрева тела перед парной. После этой гигиенической процедуры, необходимо осушить тело полотенцем, чтобы в парную войти совершенно сухим. Это позволяет в короткое время повысить температуру тела и вызвать быстрое потоотделение. При подготовке к парной особенно следует обратить внимание на повышение температуры ног и рук. Если они холодные, их следует согреть в тазу, наполненном почти горячей водой (при температуре 35–40°). Разогрев таким образом тело, можно рассчитывать на эффективное воздействие тепла на организм в парной, на положительное влияние на сосуды кожи.

Визит в парную

Итак, проведя гигиеническую обработку своего тела, можно смело идти в парную, посещение которой собственно и является основной целью похода в баню. Кстати, при гигиенической обработке желательно не мочить голову, чтобы не вызвать в парной ее перегрева.

Войдя в парную, не следует сразу же забираться на верхнюю полку, где температура наиболее высокая. Чтобы привыкнуть к жару в парной, лучше всего 4–5 минут посидеть или полежать на нижней полке. И вообще, в парной лучше всего лежать, а не сидеть: положение лежа способствует правильной циркуляции крови в конечностях, жар на все тело воздействует равномерно. Если же вы сидите, температура у ног примерно на 15° ниже, чем у головы. Кроме того, в лежачем положении мышцы тела расслаблены, что дает возможность их хорошо пропарить. В лежачем положении голова должна быть несколько приподнятой и покоиться лучше всего на деревянном подголовнике. Знатоки утверждают, что в сидячем положении в парной нагрузка на организм увеличивается почти в два раза. Если же условия бани не позволяют париться лежа, то сидеть надо не свешивая ног со скамьи, держать их на скамье. При переходе из горизонтального положения в стоячее следует сделать паузу: посидеть 2–3 минуты во избежание возникновения коллаптоидного состояния.

Длительность пребывания в парной зависит от многих обстоятельств, связанных как с личностью парящегося, так и от условий в парилке. Важную роль при этом играет так называемая индивидуальная переносимость тепла, особенно высоких температур; привычка к особенностям микроклиматических условий парной (здесь играет роль то, как давно и как часто парильщик посещает баню); состояние здоровья парящегося вообще и на день посещения бани в частности; а также от таких, казалось бы, второстепенных факторов, как настроение, психическое состояние и др. Вообще-то длительность пребывания парящегося в бане, особенно больных людей, должен определять врач. Обычно для больных длительность пребывания в бане определяется в пределах 10–20 минут, так как более короткое пребывание не позволяет добиться достаточного нагревания (прогревания) тела.

Более длительное пребывание в парной приводит к снижению массы тела, что зачастую используется чрезмерно полными людьми, спортсменами и др. Кстати, далеко не у всех, кто впервые посещает баню, наблюдается достаточно заметное потоотделение. При последующих посещениях бани (парной), по мере тренировки терморегулирующих аппаратов, процесс потоотделения налаживается, и когда посещения бани становятся регулярными, организм уже адекватно реагирует на жару парной соответствующим потоотделением.

Основным орудием в парной является конечно веник, который перед заходом в парилку должен быть подготовлен. Многие любители начинают готовить веник еще дома. Если речь идет о сухом венике, его сначала обдают под душем — сначала теплой, а затем горячей водой. Затем, стряхнув его, кладут в целлофановый пакет. Делают это обычно за 6–7 часов до бани, то есть к вечернему походу в баню веник обрабатывают утром. Прийдя в баню, веник сначала нужно сполоснуть, затем положить в таз с теплой водой, постепенно добавляя горячую воду. Затем таз с веником накрывают другим тазом, чтобы веник пропарился и только тогда веник готов к употреблению. Воду, в которой веник распаривался, не следует выливать: ею после парилки можно вымыть голову. Как пишет Е.Галицкий: «Едва ли какое патентованное косметическое средство лучше помогает укреплению волос и уничтожению перхоти, чем этот березовый эликсир».

Если веник свежий, изготовленный из только что сорванных веток, его подготовка к парилке предельно проста: перед заходом в парилку его достаточно сполоснуть в теплой воде.

Итак, вы зашли в парилку, посидели или полежали минуты 3–4 на нижней полке и решили влезть на самую высокую полку. Для этого надо надеть на сухую голову шляпу, на руки — рукавицы (брезентовые или лучше толстые шерстяные) и можно приступать к обработке своего тела веником. Сначала веником слегка прикасаются к телу, затем начинается легонькое постегивание, а затем кому как нравится: некоторые стегают себя довольно активно, делают это в свое удовольствие. Начинают с ног, потом переходят к ягодицам, затем к бокам, к спине, плечам и в обратном порядке до пяток, потом опять от пяток до головы и обратно. И так повторяют этот маршрут 4–5 раз.

Время нахождения в парной не должно быть очень продолжительным: 2–4 захода в парную и каждый заход 8–10 минут — вот приемлемая норма для многих. В баню идут для того, чтобы ускорить восстановительные процессы в организме. При излишнем же нахождении в парной происходит перенапряжение процессов терморегуляции и вместо улучшения восстановительных процессов происходит ухудшение условий для них. Правило опытных парильщиков: «Бойся чрезмерного перегрева!» Как только перегрелся, начинаются неприятные симптомы: учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, начинает кружиться голова, отдает боль в висках, может появиться тошнота, перед глазами начинают мелькать мушки, появляется звон в ушах. Если появился хотя бы один из этих симптомов, нужно покинуть парную и перейти в прохладное помещение.

Если вы парились лежа, нельзя сразу после этого вскакивать на ноги, резко переходить из горизонтального в вертикальное положение. Из положения лежа сначала нужно перейти в положение сидя, немного посидеть и только тогда вставать. И нельзя выходить сразу из парной — надо немного посидеть на нижней полке и только тогда покинуть парную.

Основным действующим фактором на организм человека в бане является высокая температура, которая в зависимости от типа бани колеблется в пределах 60–100° С; а также контраст температур различных сред, в частности, воздуха и воды. Дозированное тепловое воздействие осуществляется в парных. Именно парные используются для разогрева тела человека, обеспечивая прием тканями различного количества дополнительного тепла. При этом температура ядра ткани повышается до 38–40° С, а оболочки до 44–50° С. В этих условиях общее дополнительное теплосодержание организма возрастает в 8–10 раз!

Конечно, такой разогрев тканей организма не может продолжаться долго и организм нуждается в снятии тепла, то есть в охлаждении, для чего обычно используются такие охлаждающие среды, как вода (бассейн, душ, ванна), снег и воздух (в виде воздушных ванн).

В парной по желанию можно создать как сухие, так и влажные (паровые) микроклиматические условия, которые достигаются дозированным поливом воды на раскаленные камни. Надо иметь в виду, что сухие микроклиматические условия с низкой (в пределах 10–30%) относительной влажностью менее нагрузочны для организма человека, чем влажные паровые, при одной и той же температуре. Объясняется это тем, что высокое парциальное давление пара, образующееся в подобных микроклиматических условиях, блокирует частично или полностью испарение пота с поверхности кожи человека, находящегося в парной, где образуется так называемый парниковый эффект. В результате резко замедляется или прекращается совсем теплоотдача организма путем испарения пота с поверхности кожи и ткани организма прогреваются быстро и глубоко. Чем выше влажность в парилке, тем быстрее и мощнее оказывается выраженное нагрузочное тепловое действие на различные органы и системы организма, особенно такие, как органы дыхания, обмен веществ, систему термои теплорегуляции, на сердечно-сосудистую и эндокринную системы. Не без воздействия остаются и другие системы организма, в частности, пищеварительная, нервная и система кровообращения.

Следует отметить, что микроклимат, создаваемый в парной, может оказывать не только выраженный лечебно-тренирующий эффект, но может явиться причиной патологических изменений в организме, возникновения стрессового состояния. Особенно опасны такие сочетания микроклиматических условий, при которых высокая температура сочетается со слишком низкой влажностью (менее 10%) или слишком высокой (до 100%). Такие микроклиматические условия оказывают наиболее неблагоприятные условия в физиологическом отношении воздействия на организм человека.

При создании оптимальных микроклиматических условий в парной следует иметь в виду, что высокая относительная влажность в парной (более 80%) может возникнуть и без полива воды на раскаленные камни. Дело в том, что воздух в парной почти неподвижен. По мере наполнения парной большим количеством людей и насыщения воздуха паром, атмосфера в парной становится тяжелой, для некоторых невыносимой. Спустя короткое время воздух в парной насыщается (и очень быстро) довольно большим количеством (до 4–5%) углекислоты и испарениями пота, воздух становится тяжелым, создается так называемый эффект духоты: это и понятно — концентрация углекислоты в парилке увеличивается в 8–10 раз по сравнению с обычным воздухом. Кроме того, воздух насыщается вредными веществами, содержащимися в поте человека, который обильно выделяется в парилке. Вот почему, до любого очередного захода в парилку ее необходимо проветривать, то есть выгонять застоявшийся воздух из парилки. Обычно это делают грамотные парильщики, используя полотенца и другие подручные средства, выгоняя ими спертый воздух из парилки. Конечно, лучше это делать с помощью вентиляторов-кондиционеров, но, к сожалению, в наших простых народных банях эти «чудеса техники» пока неизвестны.

В процессе приема жаровоздушных процедур в парилке можно проследить 2 периода. Первый период — адаптация. Началом этого периода является пассивное нагревание тела через кожные покровы и легкие. В организме происходит накопление тепла и прогрев поверхностных слоев тканей. Далее по мере разогрева повышается температура крови и глубоко лежащих тканей, увеличивается кровонаполнение сосудистого русла мышц и кожи. В 3–5 раз увеличивается кровоток и микроциркуляция крови. По мере повышения температуры через 5–7 минут начинается потоотделение, которое несколько замедляет скорость глубокого прогревания тканей и накопления дополнительного тепла в организме. В дальнейшем при продолжающемся действии высокой температуры на организм период адаптации, связанный с пассивным прогреванием оболочки тела человека, заканчивается. К этому времени уже начинают прогреваться внутренние органы, температура их достигает 38° С и более.

Второй период характеризуется интенсивным и глубоким прогревом организма, накоплением в нем дополнительного тепла, сопровождающимся еще большим повышением температуры внутренних органов. Начинается обильное потоотделение, возникают условия для уменьшения и сгущения крови. Происходит дегидратация (потеря влаги) организма, с потом теряется большое количество жидкости и солей, в частности хлоридов калия; происходит сдвиг в солевом равновесии. При неадекватной дозировке теплового воздействия все это ухудшает условия теплоотдачи и способствует повышению внутренней температуры тела до 39° С, что свидетельствует о перегреве. Эта ситуация очень опасна для парильщика — может наступить так называемое тепловое истощение, признаками которого является мышечная слабость, чувство утомления, появление судорог отдельных групп мышц. А при дальнейшем перегреве к указанным симптомам могут присоединиться тошнота, рвота, головокружение, одышка, рассеянность, беспокойство, нервная возбудимость, неадекватность поведенческих реакций; появляется реальная угроза теплового удара. В этот момент частота сердечных сокращений может возрасти до 160–180 ударов в минуту, а частота дыхания — до 28 в минуту.

В этом периоде кардиореспираторная система испытывает значительное функциональное напряжение, которое проявляется резким учащением пульса, увеличением кровяного давления, усилением энергетики сократительной способности миокарда.

Происходят негативные изменения и в дыхательной системе: наблюдаются изменения емкости и объема величины легких, механики дыхания, диффузионных способностей альвеолярных мембран, потребления кислорода и выделения углекислоты. Легкие в это время начинают работать в режиме своеобразного кондиционера, функция которого направлена на охлаждение вдыхаемого горячего воздуха за счет резко возрастающего испарения влаги с поверхности альвеолярных мембран. Общие потери организмом жидкости с потом и выдыхаемым воздухом составляют примерно 80% от потерь жидкости за весь период нахождения в парной.

Для того, чтобы сохранить на оптимальном уровне функциональные возможности организма при приеме жаровоздушных ванн в банных парилках для обеспечения хорошего самочувствия, требуется дозирование тепловой нагрузки с учетом состояния организма парильщика, возможностей адаптивных систем организма, которые зависят от многих факторов: пола, возраста, степени тренированности к тепловым и физическим нагрузкам, особенностей конституции человека, наличия заболеваний и степени их выраженности и некоторых других.

С физиологической точки зрения предельно допустимая температура прогревания внутренних органов («ядра» организма) при приеме жаровоздушных ванн в парилке не должна превышать 38–38,9° С. Более высокая температура внутренних органов сопряжена с риском для жизни. Так же опасно нахождение в парилке длительное время и при указанной критической температуре внутренних органов, то есть при температуре 38,9° С.

В период интенсивного прогревания в парной, наряду с повышением температуры внутренних органов на 2–3°, еще значительно больше повышается температура кожи — она может повыситься на 5–7° и достичь температуры 40–44° С. Период интенсивного прогревания, как правило, сопровождается обильным потоотделением, резкой гиперемией (покраснением) кожных покровов, учащением пульса и дыхания со снижением его глубины.

Охлаждение организма после парной

Период охлаждения включает в себя все функциональные изменения в организме, связанные с охлаждением. Очень важно выбрать оптимальный для себя режим охлаждения. Здесь наиболее важную роль играет правильный выбор охлаждающей среды, контраста температур и способов охлаждения, которые обеспечили бы сохранение теплового баланса при оптимальных условиях, то есть при минимальном напряжении физиологических систем организма с возвращением их к исходному состоянию. Следует заметить, что большинство осложнений, сопровождающихся отрицательными реакциями так называемого простудного характера при использовании бань, связано именно с погрешностями в продолжительности и скорости охлаждения.

При выборе охлаждающей среды следует обращать внимание не только на функциональное состояние организма, но и на его конституциональные особенности.

К примеру, надо иметь в виду, что тучные люди охлаждаются гораздо медленнее, чем лица астенического телосложения. У тучных людей количество полученного организмом дополнительного тепла значительно больше, чем у худых.

В период охлаждения, кроме подбора адекватной методики охлаждения, важное место занимает восполнение потерянной жидкости и минеральных солей. Это может отрицательно сказаться на общем состоянии организма, появлении вялости, разбитости, тяжести в голове, появлении болей в икроножных мышцах при ходьбе, при купании в бассейне. Такие симптомы могут быть вызваны именно дефицитом некоторых микроэлементов в организме.

Потеря воды в организме при приеме жаровоздушных ванн в парилке может достигать значительной величины: в среднем около 1,5–2 л за трехчетырехкратное посещение парилки. Если эти потери не компенсировать приемом внутрь адекватного количества жидкости, то может возникнуть ее дефицит в организме. А организм очень болезненно реагирует на дефицит жидкости. Дефицит считается слабым, если он составляет 1–1,5% от массы тела, средним — 1,5–2% и выраженным, то есть опасным для организма, если он превышает 3%. Известно, что 1 кг пота составляет около 1,4% от массы тела в 70 кг.

Дегидратация (обезвоживание) организма со значительным потоотделением вызывает резкие сдвиги в минеральном составе организма вследствие уменьшения содержания хлорида натрия, концентрация которого в организме в начале банных процедур составляет около 5 г/л, а в конце их уменьшается до 1 г/л.

Учеными установлено, что устойчивая адаптация организма человека к микроклиматическим условиям с высокой температурой воздуха в условиях парилки наблюдается только после 10–15 посещений бани с перерывом в 5–7 дней, то есть через 3–4 месяца при еженедельном посещении бани и, естественно, парилки. Это обстоятельство следует учитывать и парильщику и врачам, если они назначают банные процедуры в качестве лечебно-оздоровительного мероприятия.

Для охлаждения в бане желательно иметь помещение, оборудованное соответствующими предметами и объектами. Прежде всего в этом помещении должен быть бассейн площадью не менее 6 м2 и глубиной 130 см. Бассейн располагают рядом с парной; вода в бассейн поступает через дно, в котором имеются отверстия. Для спуска в бассейн делают ступеньки и перила. Температура воды в бассейне не превышает 10° С, она должна соответствовать требованиям, предъявляемым для бассейнов, то есть подвергаться рециркуляции. Вода постоянно хлорируется.

Площадь зоны охлаждения должна быть оборудована лавочками. Из зоны охлаждения обычно идут в комнату отдыха, оборудование которой состоит из кушеток, кресел в количестве, соответствующем количеству посетителей бани. В комнате отдыха можно компенсировать потерю организмом жидкости. Обычно пьют минеральную воду, фруктовые и ягодные соки, квас, овощные соки и другие напитки, не содержащие алкоголя. Итак, второй фазой приема бани является охлаждение, к которому следует переходить после достаточного нагревания в парной и появления непреодолимого желания охладиться. Зоной охлаждения (самой лучшей) конечно является свежий воздух. Это можно утверждать на основе многовекового опыта россиян. Раньше в русских банях было принято из парной сразу на воздух, в речку, пруд или в снег. Сейчас, конечно, в городских условиях трудно найти приличную снежную кучу, а что касается воздуха свежего, это еще можно сделать.

Выйдя на свежий воздух, сначала следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, так как форсированное дыхание может вызвать судороги вследствие респираторного алкалоза. Фаза охлаждения очень важна для организма. Ее продолжительность индивидуальна и зависит в основном от состояния здоровья. Кроме пребывания на свежем воздухе охлаждение чаще всего осуществляется при температуре 18–20° С. После кратковременного охлаждения под душем или в бассейне с холодной водой можно посидеть. Если же охлаждение происходит на воздухе, то в летнее время хорошо медленно походить по траве, а зимой смелые могут походить и по снегу.

При длительном охлаждении в помещении для отдыха рекомендуется погрузить ноги до верхней трети голеней в воду с температурой 35–39° С. Ни в коем случае нельзя использовать холодную воду, так как возможны спазмы сосудов мышц ног и рефлекторные изменения во всем организме. Вообще, к охлаждению водой следует подходить осторожно и учитывать состояние здоровья. Температура холодной воды не должна быть ниже +8+15° С.

Лучшим при условиях общественной бани способом охлаждения водой является душ или обливание водой из шланга, причем без сильного напора, так как это может вызвать сосудистые реакции вплоть до коллапса. Можно конечно обливаться и из ведра и из другой какой-нибудь емкости.

Эффективным способом охлаждения тела является бассейн (бочка, ванна). Но сердечникам пользоваться таким способом охлаждения не рекомендуется, так как при этом оказывается большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Перед погружением в бассейн следует принять душ, чтобы удалить с тела пот. Не следует применять мыло, так как оно нарушает естественную кислую реакцию кожи, которая имеет защитное противомикробное значение. Следует помнить (особенно сердечникам — гипертоникам), что при погружении в холодную воду быстро повышается артериальное давление. Рекомендуется погружаться в холодную воду по шею, а голова должна оставаться над поверхностью воды. В бассейн нельзя прыгать, тем более вниз головой, а следует осторожно и медленно погружаться до шеи. При достаточных размерах бассейна хорошо в нем подвигаться, поплавать.

Охлаждаться в снегу, в прорубях рек и озер могут только совершенно здоровые люди.

Продолжать охлаждение рекомендуется до появления желания согреться. Нельзя охлаждаться до тех пор, пока возникнет ощущение холода и тем более озноба. Охлаждение лучше всего заканчивать приемом душа и осушением всего тела перед повторным посещением парной. Если ноги в период охлаждения стали холодными, то перед парной их надо согреть в тазу, наполненном теплой водой (до 40°С).

Пребывание в парной и охлаждение обычно повторяют 2–3 раза, но любители делают это до 5 раз.

Советы тем, кто посещает баню впервые:

  • В парной находиться непродолжительное время и на более низких полках.
  • Прислушиваться к своему самочувствию: если вы испытываете удовольствие при нахождении в парной, значит у вас все в порядке. При первом чувстве дискомфорта, неприятных ощущениях в любой части организма парную следует покинуть.
  • В фазе охлаждения ни в коем случае не допускать переохлаждения; при первых признаках переохлаждения, особенно ног, необходимо принять теплую ножную ванну или прогреться в парной на нижней полке.
  • Соблюдайте незыблемое банное правило: холодная процедура должна быть короткой.
  • Банные процедуры рекомендуется закончить душем и приемом ножной ванны, что приводит к рефлекторному притоку крови к коже, сопровождающемуся субъективным приятным ощущением.
  • Продолжительность отдыха перед уходом из бани определяется индивидуально, однако составляет не менее получаса. За это время организм отдохнет, все системы и органы начнут нормально функционировать. При правильном поведении в бане должно возникнуть приятное ощущение свежести и бодрости. Появление чувства усталости, головной боли, плохого настроения, болей в некоторых органах и частях тела свидетельствуют о неправильном режиме пребывания в бане, главным образом в парной.
  • И последний, по нашему мнению, самый главный совет: нельзя превращать баню в удобное место для принятия разного рода алкогольных напитков и употребления тяжелых для переваривания продуктов. Для восполнения

потери жидкости во время отдыха рекомендуется принимать различные минеральные воды, овощные и другие соки, желательно натуральные, без примеси сахара и других добавок. Следует усвоить и принять как должное: АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ ВО ВРЕМЯ БАННОЙ ПРОЦЕДУРЫ И ПОСЛЕ НЕЕ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ.

Comments are closed.